Любое транспортное средство само по себе является объектом повышенной опасности и требует безусловного внимания при его эксплуатации. Подробные инструкции по безопасному управлению Вашим автомобилем можно без труда найти в документации, которую Вы получили при его покупке.
Как правило, там же есть отдельный раздел по эксплуатации автомобиля оборудованного тягово-сцепным устройством (фаркопом), однако позволим себе в данной статье дополнительно дать несколько советов, которые позволят Вам значительно снизить уровень потенциальной опасности при использовании фаркопа, а также существенно увеличить срок его службы.
- Следите за тем, чтобы шар фаркопа всегда был смазан. Это обеспечивает правильную работу изделия. Исключение можно сделать лишь в случае использования фиксаторов из специальных ферродовых сплавов.
- Используйте защитные колпаки и заглушки на шар. Они позволят сохранить смазку на крюке, а также уберегут Вас и Ваших близких от жирных пятен на одежде и/или багаже при пользовании багажником.
- Периодически проверяйте диаметр шара. Шар, как и любой элемент, подвергающийся трению, имеет износ. Помните, что единственно допустимый размер шара – 50 мм. Если его диаметр уменьшился хотя бы до 49 мм, необходимо незамедлительно принять меры к замене шара.
Представьте на мгновение, что произойдёт, если из-за чрезмерного износа шара сцепная головка Вашего прицепа на крейсерской скорости расстыкуется с фаркопом и в непосредственной близости от Вас, Ваших близких, Вашего автомобиля, других участников движения.
Из-за Вашей небрежности на дороге появится неуправляемый объект с непредсказуемой траекторией движения, основными целями которого обычно, как правило являются встречная полоса или даже Ваш автомобиль (когда Вы начинаете притормаживать, поняв, что появилась проблема с буксировкой)?
Какое количество невинных людей вы подвергнете смертельной опасности?
Как говорится – комментарии излишни.
Вот только один пример, иллюстрирующий важность соблюдения данного правила: «В Улан-Удэ произошло необычное ДТП» (откроется в новом окне)
- Выбирайте только оригинальные шары того же производителя, фаркоп которого Вы приобрели в случае замены. Помните, что не все виды шаров подходят к разным моделям автомобилей. Конструкция шара меняется в зависимости и от автомобиля, и от допустимой нагрузки.
- Проверяйте натяжение всех болтов крепления фаркопа. Каждые 1000 км пробега найдите возможность сделать это самостоятельно или с помощью ближайшей сервисной станции. В случае, если в инструкции по установке или эксплуатации приобретённого Вами фаркопа указаны нормы затяжки резьбовых соединений, обязательно используйте динамометрический ключ.
- Производите установку фаркопа строго следуя приложенной инструкции. Тягово-сцепное устройство, несмотря на кажущуюся простоту, является конструктивно очень сложным изделием, подвергаемым значительным нагрузкам, имеет как правило только единственный вариант установки и предназначено к использованию только на узкий круг моделей, либо даже на единственную модель, а иногда только на один единственный тип кузова конкретной модели. Установка с нарушением предписанной изготовителем инструкции может стать причиной скорого выхода из строя как самого тягово-сцепного устройства, так и несущих элементов автомобиля, к которым фаркоп крепится.
- Не превышайте вертикальную грузоподъёмность шара ни при каких условиях. Помните, что применение данного совета никак не связано с тем, используется ли шар вместе с фиксатором, с навесным багажником, с приспособлением для транспортировки велосипедов или каким-либо иным устройством, использующим шар фаркопа. Значение максимальной вертикальной нагрузки на крюк обязательно должно быть указано на идентификационной табличке фаркопа, а также в сертификате соответствия европейским стандартам качества.
- Корректируйте максимальные нагрузки и скорость передвижения на автомобиле с закреплённым прицепом при движении по грунтовым дорогам. В этом случае максимально допустимая грузоподъёмность сокращается на 50%, а скорость не должна превышать 30 км/ч.
- С максимальной осторожностью используйте фаркоп для буксировки прицепов с двумя осями, который разнесены более чем на 1 метр.
- Не вносите в заводские тягово-сцепные устройства любого вида изменения. Делая дополнительные отверстия, сваривать части, снимать детали и т.п. вы вряд ли увеличите грузоподъёмность фаркопа, т.к. в расчёт максимальной нагрузки производителем изначально заложены не только параметры балки, кронштейна и крюка, но и данные о допустимых нагрузках конструкции автомобиля и предложенные автопроизводителем штатные основные и альтернативные способы его крепления.
![]() В результате нарушений правил эксплуатации автомобился с тягово-сцепным устройством удар сзади от своего же прицепа был настолько силён, что транспортное средство можно уже не восстанавливать. |